«Горе от ума» - произведение многогранное. В нем можно видеть и социальную пародию, и критику режима, и историческую зарисовку нравов. Не последнее место в книге занимает и любовная интрига. Отношение Чацкого к Софье, их чувства – тот стержень, который служит основой сюжета, наполняет его жизнью и эмоциями.
Персонажи глазами школьников
Анализировать «Горе от ума» можно бесконечно. Рассматривать отдельные сюжетные ходы с лупой, сличать цитаты с воспоминаниями современников и биографиями предполагаемых прототипов. Но это подход профессионального аналитика, литературоведа. На школьных уроках произведение читают совсем по-другому. И анализируют в соответствии с рекомендациями методических изданий.
Есть определенный тип тем, который Министерство образования регулярно предлагает ученикам для осмысления и последующего написания сочинений: «Достойна ли Софья любви Чацкого?», «Права ли была Каренина, принимая решение о разводе?», «Характеристика поступков князя Мышкина». Не совсем ясно, чего этим хочет добиться система образования. Такой анализ ничего общего с собственно литературой не имеет. Это, скорее, монолог бабушки у подъезда, рассуждающей, права ли была Клава из третьей квартиры, когда выгнала Ваську-алкоголика, или все же не права.
Да и жизненный опыт ученика 9-го класса вряд ли позволяет судить о том, как нужно было поступить персонажу. Вряд ли он сможет понять, что раздражает Софью в Чацком и почему. Кроме, конечно, очевидных вещей – тех, о которых говорит сама героиня.
Особенности восприятия пьесы
Традиционная трактовка пьесы «Горе от ума» выглядит следующим образом. Чацкий - принципиальный, благородный и бескомпромиссный. Окружающие – люди низкие, недалекие и консервативные, не понимающие и не принимающие передовую, новаторскую идеологию главного героя. Чацкий вещает, обличает и насмешничает, разит словом пороки общества, а общество корчится от метких попаданий, злобствует и негодует.
Сложно сказать, этого ли эффекта добивался Грибоедов. Есть прямо противоположная версия, объясняющая конструкцию пьесы с бесконечными монологами-воззваниями главного героя как раз тем, что автор пародировал образ либерала, много говорящего и нечего не делающего. И характеристика Софьи и Чацкого во многом определяется именно тем, как воспринимает произведение читатель. В первом случае он видит героя-идеалиста и не оценившую его порывов мещанку, во втором – болтуна-демагога и&hellip- все равно не оценившую его порывов мещанку. Так ли это?
Детали сюжетных коллизий
Кто такие Чацкий и Софья? Ему – двадцать один, ей – семнадцать. Расстались три года назад. Чацкий уехал, как только достиг совершеннолетия, оставил дом опекуна и вернулся в родовое имение. Не приезжал, не писал. Просто взял и исчез. По каким причинам – не так уж важно. Но что должна чувствовать влюбленная четырнадцатилетняя девушка, когда человек, которого она считает своим возлюбленным, своим будущим женихом, вот так просто берет и уезжает? Не на неделю, не на месяц. На три года. Даже в тридцать это – большой срок. А уж в четырнадцать – вечность. Что он делал все это время? О ком думал? Она может быть уверена в том, что любовь еще жива?
В четырнадцать-то лет, с подростковым максимализмом, с подростковой эмоциональностью. Критики предъявляют к девочке требования, которым не каждая взрослая женщина соответствует. А ведь отношение Чацкого к Софье – далеко не очевидный момент. Достаточно представить ситуацию глазами девочки, а не всеведущего читателя, которому Грибоедов все-все рассказал. Не логичнее ли поинтересоваться: а должна ли вообще Софья сохранить хоть какие-то чувства к Чацкому? И если да – то почему? Он ей не муж, не жених. Он – романтический воздыхатель, в один прекрасный момент упорхнувший, как мотылек с поляны, на целых три года. Порыв души у него был. Чувства. Оскорбленное достоинство. А у нее? Она не должна была в такой ситуации чувствовать обиду, недоумение, гнев? Разочарование, наконец? Пенелопа, конечно, ждала Одиссея много дольше – но ситуация была совсем другая. Чацкий – далеко не Одиссей.
Софья крупным планом
Но это все остается за кадром. Да, внимательный читатель сам все поймет, если задумается, но ситуация все же подается намеками, обрывками разговоров, воспоминаниями. Поэтому вполне может ускользнуть от человека, привыкшего видеть только основную сюжетную линию произведения. А что же там?
Чацкий внезапно возвращается в дом опекуна, где не был три года. Он возбужден, он в предвкушении, он счастлив. Отношение Чацкого к Софье осталось тем же самым. А вот она уже любит другого. Первая, еще детская, любовь забыта. Она увлечена Молчалиным. Увы, избранник весьма нехорош. Объективно – он беден, низшего сословия, это очевидный мезальянс. И субъективно он - слабохарактерный подхалим, льстец и ничтожество. Хотя, надо заметить, перспективы у него достаточно неплохие. Молчалин уже начал делать карьеру и неплохо справляется с поставленной задачей. Можно предположить, что новый избранник Софьи пойдет далеко
При этом сам юноша вовсе не влюблен, просто он боится в этом признаться. Да и перспектива выгодной женитьбы тоже, наверняка, весьма ему симпатична. Часто именно этот неудачный выбор ставят в вину девушке, отвечая на вопрос, достойна ли Софья любви Чацкого? Променяла орла на общипанного воробья, глупая.
А кто такая Софья? Девушка, которая росла без матери, взаперти, практически не выходя за порог дома. Ее круг общения – отец, который понятия не имеет о воспитании детей вообще и дочерей в частности и горничная. Что может знать Софья о мужчинах? Откуда ей взять хоть какой-то опыт? Единственный источник информации – книги. Дамские французские романы, которые разрешает ей читать папенька. Как такая девушка могла разглядеть неискренность человека, вошедшего в доверие к намного более взрослым и опытным людям? Это же просто нереально.
Софья очень молода, она наивна, романтична и неопытна. Молчалин – единственный молодой человек, которого она видит почти каждый день. Он беден, честен, несчастен, робок и обаятелен. Все так же, как в романах, которые Софья читает каждый день. Конечно, она просто не могла не влюбиться.
А что же Чацкий?
Такого же пристального внимания заслуживает и личность Чацкого. Такую ли ошибку совершает Софья? Если взглянуть на ситуацию объективно – большая ли потеря в ее жизни этот брак?
Чацкому двадцать один. Места он себе не нашел. Пробовал там, пробовал здесь. Но&hellip- «служить бы рад, прислуживаться тошно». А должности, которая бы соответствовала его запросам, все никак не попадается. На какие же средства живет Чацкий? У него есть имение. И, естественно, крепостные. Вот это и есть основной источник дохода юного либерала. Того самого, который горячо и искренно порицает крепостное право, называет его варварством и дикостью. Такая вот забавная неувязка.
Есть ли у Чацкого перспективы? Карьеру он не сделает, это очевидно. Ни военную – он не тупой солдафон. Ни финансовую – он не торгаш. Ни политическую – он не станет предавать идеалы. Еще одним Демидовым ему тоже не стать – хватка не та. Чацкий из тех, кто говорит, а не из тех, кто делает.
Репутация у него уже испорчена, общество бежит от него, как от чумы. Весьма вероятно, что всю свою жизнь Чацкий просидит в родовом имени, изредка выезжая на курорты и в столицу. То, что раздражает Софью в Чацком уже сейчас, будет только прогрессировать, с возрастом он станет еще более едким и циничным, озлобляясь от постоянных неудач и разочарований. Может ли брак с таким человеком считаться удачной партией? И будет ли Софья счастлива с ним – просто по-человечески счастлива? Даже если Чацкий ее действительно любит и сохранит эту любовь? Вряд ли. Пожалуй, развязка пьесы трагична только для главного героя. Софье как раз повезло. Дешево отделалась.
И о постановке вопроса
Хотя, когда отношение Чацкого к Софье обсуждается в ключе: достойна ли она такой великой любви или все же нет – это само по себе странно. Неэтично. Разве можно быть достойным любви? Это что, премия? Повышение по службе? Соответствие занимаемой должности? Любят не за что-то, любят просто так. Потому что нужен именно этот человек, и никто другой. Это жизнь. И никакая любовь не обязывает ее объект испытывать ответные чувства. Увы. Сама постановка вопроса некорректна. Так нельзя. Любовь – не картошка на базаре, чтобы сказать, стоит ли она того, что за нее запрашивают. И даже школьники должны четко это осознавать, не говоря уже о людях постарше.