Д. И. Фонвизин – первый русский драматург-комедиограф, который осмелился во времена жестокого крепостного права поднять вопрос о его безнравственности, развращающей как господ, так и рабов-крестьян. На примере семей Простаковых-Скотининых и их домочадцев он раскрыл губительную суть самодержавия, показал, в какую социально-экономическую и культурную пропасть толкают такие «хозяева» страны государство.
Имя и звание
Среди портретов всех героев особое значение имеет образ Митрофанушки. В комедии Фонвизина «Недоросль» он представляет молодое поколение дворян, будущий оплот и силу государственной власти, надежду и опору страны. Насколько же отвечает юноша своему высокому назначению? В характеристике героя ключевыми являются два понятия: его имя и трактовка социального положения. Почему назвал его Фонвизин «недоросль Митрофанушка»? Первое слово было достаточно распространено в повседневном обиходе носителей русского языка в то время. Им называли молодых людей дворянского происхождения, которые не достигли ещё 21 года, не были совершеннолетними и не служили, следовательно, на государственной службе. Жили они под опекой родителей, ничем не утруждая себя. Если вспомнить «Капитанскую дочку» Пушкина, то там главный герой получает такое же прозвище. Что касается имени, то расшифровка его значения очень важна для понимания того, что представляет собою образ Митрофанушки. В комедии Фонвизина «Недоросль», произведении в духе и традициях классицизма, используется приём говорящих имён и фамилий. «Митрофан» - слово греческое, переводится как «являющий свою мать», «похожий на мать». Что это значит, рассмотрим ниже.
«Мой век проходит. Его готовлю в люди»
Так говорит о сыне госпожа Простакова. И, действительно, она буквально из кожи лезет, чтобы обеспечить ему безбедное и счастливое будущее. Счастливое, конечно, со своей точки зрения. Каким же растёт под материнским крылышком да надёжной защитой «мамки» Еремеевны сей дворянский отпрыск? Скажем прямо: это дерзкий, грубый, ленивый эгоист, избалованный, с одной стороны, вседозволенностью своего происхождения и классовых привилегий, и с другой - неразумной, слепой, животной любовью «маменьки». В этом смысле образ Митрофанушки в комедии Фонвизина «Недоросль» весьма типичен. Огромное количество поместных дворянчиков, подобно ему, проводили праздно время в родительских усадьбах, гоняя голубей, командуя крепостными и пользуясь теми благами, которые можно извлечь из их труда. Фонвизинский персонаж воплощает наиболее отрицательные черты своего класса. Он храбр и нагл с теми, кто беззащитен и бесправен. Оскорбляет Еремеевну, которая растит его как родного. Глумится над учителями, ничего не желая делать, ничем полезным не интересуясь. Даже отца родного презирает и грубит ему. Зато перед теми, кто сильнее, он откровенно трусит. Когда Скотинин хочет побить племянника, тот прячется за старую свою няньку. А уж она орлицей бросается защищать любимого питомца! Характер и образ Митрофанушки в комедии Фонвизина «Недоросль» говорят сами за себя. Сынок с маменькой отлично дополняют друг друга. Матушка гордится тем, что ни читать, ни писать сын не умеет. И ему советует: не учиться науке математике, не делиться ни с кем, всё себе забирать. Да и география ему тоже не нужна: извозчики довезут! Главную же науку – обирать как липку своих крестьян, «драться да лаяться» – усвоил герой идеально. Подобно матушке, он закатывает рукава, чтобы, чуть только не по его, расправляться с крепостными и дворовыми, которые для него не люди, а вещи или рабочий скот.
«Злонравия достойные плоды»
Мы хорошо помним, какой фразой заканчивается у автора (Д. И. Фонвизин) «Недоросль». Характеристика Митрофанушки в ней как на ладони. Он ради богатого приданого участвовал в затеянном матерью похищении Софьи. А затем, когда Простакова оказывается отлучена от управления имением, лишена власти и ищет сочувствия у сына, тот её просто отталкивает. Не нужна ему мать. Никто не нужен. Это животное, лишённое даже инстинктивных привязанностей. В этом плане герой даже мать переплюнул. Если она в финале пьесы вызывает жалость и даже некое сочувствие, то он – только презрение и негодование.
К сожалению, актуальна комедия и в наши дни. Недаром не сходит она с подмостков столичных и провинциальных театров!